Образование во Франции
Общая численность населения Французской Республики
составляет 60 млн. человек, живущих в 22 регионах метрополии
и четырех заморских департаментах (на них приходится
1,7 млн.). В стране отмечается прирост населения, хотя
и незначительный - примерно 0,4% в год. Однако в отношении
численности и доли молодежи в возрасте до 25 лет характерна,
напротив, тенденция к сокращению: сегодня в метрополии
молодежь составляет менее 19 млн., то есть 32% всего
населения, в то время как в 1970 году доля молодых равнялась
40%, а во время переписи населения 1990 года - 35%.
Следовательно, наблюдается медленное старение населения,
которое, однако, выражено не столь явно, как в соседних
с Францией странах (Германии, Италии), при том что ежегодное
число рождений в настоящее время несколько возросло.
Общее число школьников и студентов превысило 15 млн.
и составляет четверть населения страны. Из них немногим
более 2 млн. являются студентами высших учебных заведений.
В 1999 году национальное богатство (ВВП) составило
почти 9000 млрд. франков (1330 млрд. евро), то есть
на каждого жителя приходилось 150 тыс. франков (22 тыс.
евро). Из этой общей суммы немногим более 600 млрд.
франков (95 млрд. евро) выделено на образование - начальное
или непрерывное, - что составило 7,2% ВВП. По уровню
расходов на начальное образование Франция занимает срединную
позицию, уступая странам Северной Европы (Швеции, Дании),
но значительно превосходя такие страны, как Италия или
Япония.
Экономически активное население Франции составляет
сегодня 26 млн. человек, из которых менее 2,5 млн. -
безработные; следует отметить, что уровень безработицы
в последнее время снизился и составляет менее 10%. В
системе образования заняты 6% экономически активного
населения (примерно 1,5 млн. работающих, из которых
1 млн. являются государственными служащими).
Организация школьного обучения
Население школьного возраста (примерно 13 млн. учащихся)
охвачено единой системой образования, общая структура
которой (школы, коллежи, лицеи) постепенно формировалась
на протяжении 60-х и 70-х годов. Введение этой системы
позволило покончить с прежним порядком, характеризующимся
разобщенностью и основанным на жестком разделении начального
и среднего образования.
С 1967 года школьное обучение для детей от 6 до 16
лет стало обязательным. В 60 тыс. начальных школ учащиеся
обучаются в течение пяти лет, начиная с подготовительного
курса и до 2-го года среднего цикла. С 70-х годов во
Франции большое развитие получило дошкольное обучение:
почти все дети в возрасте от 3 до 5 лет посещают материнские
школы.
Среднее образование состоит их двух последовательных
циклов. Теперь почти все дети в возрасте от 11 до 15
лет проходят четырехлетнее обучение (с 6-го по 3-й класс)
в коллеже, который с 1975 года стал коллежем единого
типа ("единым коллежем"). После 3-го класса
учащиеся получают ориентацию на поступление в лицей,
выбирая одно из трех главных направлений второго цикла
(общее, техническое или профессиональное обучение),
где они проходят подготовку к сдаче экзаменов на звание
бакалавра соответствующего профиля, причем при нормальном
прохождении учебного цикла учащиеся сдают эти экзамены
в возрасте 18 лет.
Ориентация учащихся (оставление на второй год, переход
в следующий класс, изменение направления обучения) осуществляется
посредством процедуры, заключающейся в проведении в
каждом учебном заведении собеседования между представителями
данного учебного заведения (преподаватели, администрация),
с одной стороны, и родителями и учащимися - с другой.
Преподаватели высказывают свое мнение на совете класса,
а родители учащихся могут оспорить решение, которое
их не устраивает, и потребовать, в зависимости от уровня
обучения, либо перевода в лицей с другим направлением
вместо оставления на второй год, либо, наоборот, оставления
на второй год вместо перевода в лицей с нежелательным
направлением. В каждом учебном заведении группа специальных
советников по ориентации помогает учащимся, родителям
и преподавателям решать возникающие вопросы. Сегодня
выпускной, 3-й класс коллежа является первой важной
ступенью профессиональной ориентации.
Подавляющее большинство школьников обучаются в учебных
заведениях, находящихся в ведении Министерства национального
образования. Однако примерно 100 тыс. детей школьного
возраста (в частности, страдающие различными физическими
или умственными недостатками) обучаются в медикосоциальных
учебных заведениях, подведомственных Министерству здравоохранения,
а еще 200 тыс. обучаются в учебных заведениях с сельскохозяйственным
уклоном, где они получают техническую и профессиональную
подготовку. Наконец, еще 300 тыс. учащихся, достигших
16-летнего возраста, проходят (на основе трудового договора)
профессиональное обучение, которое после реформы 1987
года открывает дорогу к получению профессионального
диплома любого типа.
Наряду с обычным школьным обучением существует специализированное,
или адаптированное, обучение, которое часто включается
в программу начальных и средних учебных заведений. Это,
например, классы школьной интеграции и секции адаптированного
общего и профессионального обучения. Подобное обучение
производится также в специализированных учебных заведениях
(например, находящихся в ведении Министерства здравоохранения).
Этой формой обучения охватывается примерно 5% детей
одной возрастной группы, и его задачей является получение
минимальной квалификации, то есть свидетельства о профессиональной
пригодности (CAP).
Учебные заведения, подведомственные Министерству национального
образования, могут быть как государственными, так и
частными. Частным обучением охвачено примерно 15% учащихся
первой ступени и 20% учащихся второй ступени. В последнее
десятилетие эти пропорции остаются стабильными. Главная
составляющая частного обучения - католические учебные
заведения, заключившие соглашения о сотрудничестве с
государством (которое, в частности, оплачивает работу
их персонала). В частных учебных заведениях, не имеющих
такого соглашения, обучается менее 50 тыс. учащихся,
и эти учебные заведения функционируют в основном за
счет средств родителей учащихся.
Разделение компетенций
Будучи страной с сильными традициями централизации,
республикой, создавшей и упрочившей свою самобытность
прежде всего благодаря школе, на которую возложена задача
подготовки будущих граждан, Франция сохраняет систему
образования с доминирующим контролем со стороны государства.
Именно государству принадлежит прерогатива определения
и проведения в жизнь политики в области образования
и национальных программ обучения. Оно осуществляет набор,
подготовку и оплату труда преподавателей, большинство
которых являются государственными служащими, получившими
образование в университетских педагогических институтах.
Эти институты, созданные в 1991 году, готовят как учителей
для учебных заведений первой ступени (диплом школьного
учителя), так и будущих учителей второй ступени (диплом
учителя средней школы и агреже). Абитуриенты поступают
в институт при наличии звания бакалавра и проходят пятилетний
курс обучения. С 1808 года диплом бакалавра остается
национальным символом: он свидетельствует об успешном
завершении среднего образования и одновременно открывает
путь в высшие учебные заведения. С начала ХХ века профессиональная
подготовка также развивалась под контролем государства,
которое избрало путь "профессиональной подготовки
через школы". Полученную квалификацию подтверждают
первые документы об образовании, которыми являются свидетельство
о профессиональной пригодности (САР) и удостоверение
о профессиональном образовании (BEP).
Государство продолжает нести основные расходы на образование
(примерно две трети от общей суммы в 600 млрд. франков),
которые идут прежде всего на оплату труда персонала.
Оно оказывает также различную финансовую помощь в форме
стипендий, пособий к началу учебного года и др.
Возросшие полномочия регионов
Между тем вот уже более десяти лет во Франции параллельно
идут процессы деконцентрации и децентрализации. В области
образования это проявилось в большей организационной
вариативности и гибкости системы, которая ранее отличалась
чрезмерным единообразием, если не сказать монолитностью.
Цель деконцентрации заключается в том, чтобы предоставить
больше полномочий региональным или местным административным
органам, подчиняющимся соответствующему министру. Теперь
далеко не всё решается в Париже или в министерских кабинетах.
Ректоры, которым поручено обеспечивать функционирование
школ в каждой из 30 подведомственных им географических
округов (именуемых академиями), получают ежегодно от
центральной администрации общий пакет средств (по числу
выделяемых должностей), которые они сами распределяют
по различным учебным заведениям (суммированно по часовым
ставкам). С 1999 года в рамках "деконцентрации
перемещения преподавательского состава" на ректоров
возложена новая важная обязанность: обеспечивать переводы
и назначения преподавателей внутри своих академий.
На местном уровне это дает больше свободы и возможностей
для маневрирования "полевым игрокам", в частности
руководителям учебных заведений. В отличие от школ,
коллежи и лицеи стали местными государственными учебными
заведениями, обладающими статусом юридического лица
и финансовой автономией. Постепенно они получили и педагогическую
автономию, что выражается в форме "плана учебного
заведения", в котором определены конкретные методы
осуществления национальных целей и программ, что позволяет
им лучше учитывать особенности своих учащихся, полнее
удовлетворять их специфические потребности.
Законы о децентрализации, принятые в 1982 и 1983 годах,
значительно усилили роль выборных органов территориальных
коллективов, то есть региональных, департаментских и
муниципальных советов, которые располагают значительным
собственным бюджетом. Сегодня они обеспечивают финансирование
20% общих расходов на образование.
Каждый территориальный коллектив отвечает за определенный
уровень системы образования. Так, коммуны ответственны
за создание школ (материнских и начальных) и их финансирование;
они оплачивают также работу вспомогательного персонала
этих учебных заведений. Департаменты ответственны за
строительство и содержание коллежей, а кроме того, финансируют
школьный транспорт. Регионы обладают такой же компетенцией
в отношении лицеев и участвуют в планировании школьно-го
обучения (региональный план учебной подготовки, перспективная
программа инвестиций).
Основные тенденции и изменения
За последние десятилетия французская система образования
претерпела глубокие количественные изменения. В 60-е
годы произошел резкий приток учащихся в средние учебные
заведения, что вызвало настоящий "взрыв" численности
учащихся коллежей. В 1985 году, после того как была
поставлена цель довести к концу века число учащихся,
продолжающих образование вплоть до сдачи экзаменов на
звание бакалавра, до 80% (что получило закрепление в
принятом в июле 1989 года законе об ориентации), произошел
второй "взрыв". Лицеи, а затем и высшие учебные
заведения стали более доступными.
Сегодня около 70% молодых людей оканчивают полный курс
средней школы либо в учебных заведениях, подведомственных
Министерству национального образования, либо в лицеях
с сельскохозяйственным уклоном, либо в системе профессионального
обучения. За 15 лет число учащихся практически удвоилось,
причем наибольшее развитие получили техническое и профессиональное
направления (на них приходится, соответственно, 30 и
18% учащихся, успешно сдавших экзаменационную сессию
2000 года на звание бакалавра, в то время как выпускниками
общеобразовательных учебных заведений были 52% экзаменующихся).
Другую важную цель, намеченную уже в законе об ориентации,
предусматривал также принятый в декабре 1993 года закон
о пятилетнем плане, касающийся труда, занятости и профессиональной
подготовки. Речь идет о принципе, согласно которому
"каждый молодой человек, прежде чем он завершит
учебу в системе среднего образования, независимо от
уровня образования, получает профессиональную подготовку".
Ежегодные статистические данные относительно того,
сколько молодых людей заканчивают обучение и как происходит
их распределение в соответствии с уровнем полученного
образования, свидетельствуют о значительном прогрессе
в этой области. Доля выпускников, не имеющих никакой
официально подтвержденной квалификации (то есть не достигших
последнего года обучения в рамках ускоренного курса
профессиональной подготовки), уменьшилась примерно с
одной трети в 60-е годы до менее 10% в 90-е годы.
Сегодня школа должна обеспечивать всем учащимся после
обязательного десятилетнего обучения получение не только
знаний в объеме школьных программ, но и профессиональных
навыков, с тем чтобы даже части молодежи, пусть незначительной,
не пришлось оказаться беззащитной перед предстоящей
взрослой и самостоятельной жизнью.
Становится все более высоким уровень образования
молодежи
90-е годы характеризуются двумя особенностями. В эти
годы открылся массовый доступ к образованию, что позволило
значительно повысить уровень подготовки молодежи, а
следовательно, и населения в целом. Ребенок, который
сегодня поступает в материнскую школу, может рассчитывать
на обучение в среднем в течение 19 лет, то есть на 3
года дольше, чем его родители. Доля выпускников лицеев
среди людей одной возрастной группы достигает теперь
62% по сравнению со всего лишь 24% еще четверть века
назад. А в системе высшего образования, которым охвачено
ныне более половины молодых французов, за три десятилетия
число студентов выросло в семь раз (с 300 тыс. до 2,1
млн.).
Такому охвату (причем есть все основания полагать,
что он стабилизируется на высокой отметке) сопутствует
существенный демографический спад в результате сокращения
рождаемости, отмечающегося с середины 70-х годов. Это
приводит (что также весьма примечательно) к довольно
значительному сокращению числа школьников. Подобное
явление наблюдалось на первой ступени обучения в школе
и раньше, однако для системы среднего и высшего образования
оно оказалось достаточно новым.
Демографический спад при сохранении и даже увеличении
средств, выделяемых на образование, в частности на оплату
труда педагогов, позволил улучшить качество обучения
и сократить число учащихся в расчете на одного преподавателя.
Прогресс особенно заметен в школах первой ступени, где
постоянно сокращается число учащихся в классах: сегодня
в материнской школе в одном классе насчитывается в среднем
26 детей, а в начальной школе - 23, в то время как в
60-е годы было, соответственно, 40 и 30 детей.
Актуальные проблемы
Прогресс в охвате населения школьным обучением обеспечил
более широкий доступ сначала в коллежи, а затем и в
лицеи. Новые контингенты детей, в частности дети из
социально неблагополучных семей, получили возможность
достигать таких уровней подготовки, которые в прошлом
были для них недоступны. Но процесс демократизации порождает
новые трудности, и прежде всего как обеспечить единое
образование и равные возможности всем учащимся, независимо
от той среды, которая их окружает.
Масштабность количественных изменений не должна скрывать
глубинных "корней" провала в функционировании
школьной системы, зачастую проявляющегося уже с первых
лет обучения. Не находя иных способов для его ликвидации,
наша образовательная система традиционно "воюет"
с ним, оставляя неуспевающих на второй год или переводя
в классы для отстающих. Эти трудности, возникающие уже
на раннем этапе, были отмечены в ходе углубленного обследования,
проведенного в 1997 году среди учащихся 6-х классов:
15% из них плохо читали, а 4% оказались почти неграмотными.
Большинству этих детей будет трудно наверстать упущенное.
Через несколько лет они пополнят ряды тех, кто по окончании
школы не получит никакой квалификации, а в 17-18 лет
они продемонстрируют серьезные пробелы в знаниях во
время тестирования, проводимого в рамках подготовительного
оборонного призыва.
Введение более десяти лет назад национальных экзаменов
для оценки полученных в школе знаний по французскому
языку и математике для всех учащихся второго года элементарного
цикла (8 лет) и 6-го класса (11 лет) направлено на выявления
детей, которым грозит отставание в учебе. Обеспечение
подлинного равенства возможностей не только при поступлении
в школу, но и в процессе усвоения знаний требует более
интенсивной разработки механизмов поддержки учащихся,
испытывающих трудности в учебе, с тем чтобы они не остались
"на обочине".
Поиск методов обучения, отвечающих индивидуальным особенностям
учащихся
На первой ступени начального образования, когда основное
внимание уделяется овладению различными формами речи,
организация обучения по многолетним циклам обеспечивает
больше педагогической гибкости. Она позволяет принимать
во внимание различия у детей в темпах усвоения знаний.
Еженедельно выделяется по два часа на дополнительные
занятия, индивидуальную помощь. Сети специализированной
помощи учащимся, испытывающим трудности, предназначены
для тех, кому в наибольшей степени грозит отставание
в учебе.
До специализации обучения в рамках лицеев в сегодняшнем
коллеже делается попытка найти разумное сочетание образования
для всех, что является общим требованием, и необходимостью
его адаптации к весьма разнородному (хотя бы по своему
прежнему школьному опыту) составу учащихся. Принцип
единообразного обучения в виде простого чередования
уроков по тем или иным предметам, которые преподаются
определенной группе-классу, себя изжил. Выделение учебным
заведениям средств предусматривает по крайней мере два
часа в неделю на подготовку учащихся к поступлению в
6-й класс либо на дополнительные занятия или самостоятельные
занятия под присмотром в 6-м и 5-м классах. Методы,
с помощью которых можно пробудить интерес к учебе у
учащихся коллежей и сделать более осмысленным их подход
к занятиям, направлены на то, чтобы с помощью диверсифицированных
программ и смешанных работ преодолеть те трудности,
с которыми они могут сталкиваться, когда предметы преподаются
в относительном отрыве друг от друга. Аналогичным образом,
в лицеях имеется возможность оказать индивидуальную
помощь по французскому языку и математике в течение
двух учебных часов еженедельно. Обучение с применением
модулей и самостоятельная работа под присмотром (введенные
с начала 2000 учебного года в первых классах общеобразовательных
лицеев) направлены на развитие у учащихся навыков самостоятельной
работы.
В более общем плане, с целью оказания помощи учащимся,
испытывающим трудности в учебе, выбор был сделан в пользу
реализации в рамках нашей образовательной системы политики
"позитивной дискриминации", которая, в частности,
выражается в выделении дополнительных средств учебным
заведениям, дающим "приоритетное образование".
В таких учебных заведениях обучаются 18% всех школьников
и 21% учащихся коллежей.
Помимо предоставления базовых знаний, необходимых каждому
взрослому человеку, каждому сознательному и самостоятельному
гражданину, школа должна также готовить молодежь к успешной
трудовой жизни. Диплом во Франции остается притягательным,
вожделенным символом. Он попрежнему служит в значительной
мере защитой от безработицы и является решающим преимуществом,
которое помогает быстро получить стабильное место работы
с последующим профессиональным ростом.
Связь между дипломом и занятостью
В последние 20 лет молодые люди, окончившие учебу, не
получив диплома, оказывались первыми жертвами безработицы.
Но в середине 90-х годов заметное ухудшение своих позиций
ощутили и те, кто имел наиболее престижные дипломы и
до определенного времени оставался относительно защищенным.
Правда, с 1998 года именно они оказались в первых рядах
тех, кто воспользовался общим улучшением условий на
рынке рабочей силы.
Стоит отметить, что будущее социальное положение непосредственно
связано с полученным образованием. Спустя пять лет после
окончания учебы люди с дипломом о высшем образовании
занимают должности высшего и среднего звена в пять раз
чаще, чем лица с дипломами о среднем образовании. Что
же касается должностей руководящего звена, инженеров,
равно как и людей свободных профессий, то здесь на получение
мест могут рассчитывать лишь те, кто окончил Высшие
школы и третий университетский цикл обучения.
И если это обнадеживает в плане признания значимости
свидетельств об окончании учебного заведения, то одновременно
это вызывает и беспокойство, поскольку неравенство,
выявленное зачастую на ранней стадии школьного обучения
и труднопреодолимое впоследствии, надолго оставляет
след в профессиональной судьбе людей.
Непрерывное обучение, необходимое для обновления знаний
в течение всей жизни, задумывалось как "школа второго
шанса", которая сгладила бы или компенсировала
большие различия, оставшиеся с этапа начального образования.
Такое обучение выполняет эту задачу весьма посредственно.
Параллельно прокладывает себе дорогу идея о том, что
одним из возможных способов производственного обучения
могла бы стать профессиональная практика, ведущая к
получению соответствующих свидетельств наравне с дипломами
средних и высших учебных заведений. Однако процедуры
официального признания профессиональных знаний, установленные
законами 1985 и 1993 годов, все еще сталкиваются с серьезными
препятствиями. В 1998 году лишь 12 тыс. человек удалось
получить соответствующий документ, подтверждающий их
практические знания, главным образом через университетскую
систему подготовки. Сегодня законопроект о социальной
модернизации предполагает дополнить существующий механизм
и расширить его рамки, с тем чтобы предоставить реальный
второй шанс тем, чьи способности не смогла в полной
мере раскрыть школа.
Французская система образования считается одной из
лучших в мире. Интенсивные занятия в средней школе и
специализированное обучение в выпускных классах - всё
это позволяет школьникам во Франции получить фундаментальные
знания по основным предметам и осознанно подойти к выбору
профессии.
Государственное образование во Франции
Государственная система образования во Франции гарантирует
получение бесплатного образования детям от 6 лет.
Частное образование во Франции
Система частного образования охватывает во Франции все
стадии обучения от начальных школ до частных университетов
и высших школ.
Начальное обучение
Продолжительность начального обучения составляет 5 лет.
Здесь ребята с 6 по 11 лет начинают изучать первый иностранный
язык и знакомятся с основными академическими предметами.
Среднее образование
Среднее образование охватывает период обучения с 11
до восемнадцати лет и делится на два основных периода
обучения: колледж и лицей. Дети из России могут учиться
как в государственных, так и в частных учебных заведениях.
В колледже ученики в возрасте 11-15 лет изучают общеобразовательные
предметы.
В 15 лет начинается самый главный этап - обучение в
лицее. Лицеи бывают общеобразовательного (филология,
экономика, естественные науки) и технологического (медицина,
социология, научные и промышленные технологии) направления.
В лицее в течение трех лет учащиеся готовятся к сдаче
экзаменов на степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно
BAC), который дает право прямого поступления во французский
университет.
International MBA предлагает поступление в лучшие частные
школы и колледжи Франции: CIV, BLS, Ecole de Roches,
Tersac и др.
Высшее образование
Полученный по окончанию обучения в лицее диплом бакалавриата
дает право поступление в любой государственный университет.
Для тех же, кто закончил школу в России и планирует
получить высшее образование во Франции, предлагаются
подготовительные курсы при университетах или долгосрочные
экзаменационные курсы в языковых школах. В рамках этих
программ проводятся курсы французского языка с последующей
сдачей экзамена на сертификат DALF, который открывает
перед иностранными абитуриентами двери французских университетов.
Именно по результатам этого экзамена принимается решение
о зачислении иностранного студента.
Несмотря на то, что процесс поступления достаточно
сложный, конечная цель - французский университет - оправдывает
все трудности, ведь обучение в государственных университетах
Франции бесплатное.
Университетское образование длится пять лет и делится
на три основных "цикла":
Первый цикл охватывает два начальных года обучения
в течение которых студенты занимаются изучением фундаментальных
дисциплин, а также некоторых факультативных предметов,
определяющих специализацию обучения. При успешном завершении
первого цикла студенты получают диплом об общем университетском
образовании.
Второй цикл так же состоит из двух лет обучения, в
течении которых студенты получают специальное образование
и в конце первого года обучения сдают экзамены на степень
Лиценциата. Второй год обучения предполагает написание
дипломного проекта, представляющего собой оригинальное
научное исследование в строгом соответствии с выбранной
ранее специализацией с последующим присуждением степени
мастера.
Третий цикл охватывает последний год обучения, по окончанию
которого студенты получают либо диплом о специальном
высшем образовании, дающий право осуществлять профессиональную
деятельность, либо диплом об углубленном высшем образовании,
дающий право продолжать научную работу и готовиться
к написанию диссертации.
International MBA предлагает постдипломное образование
во Франции:
Обучение в Высшей Коммерческой Школе (ВКШ) Марсель-Прованса
с получением по окончании Диплома Магистра Международного
Бизнеса.
Курсы французского языка во Франции
Во Франции существует множество языковых школ, предлагающих
курсы изучения французского языка как иностранного,
специально адаптированные для иностранных студетов.
Курсы различаются по интенсивности и продолжительности:
Основной курс: 15 уроков в неделю. Продолжительность:
от двух недель.
Интенсивный курс: 30 уроков в неделю. Продолжительность:
от двух недель.
Долгосрочный курс: 15 уроков в неделю + 1,5 часа занятий
по истории культуры. Продолжительность: 12 и 24 недели.
Каникулярный курс для детей и подростков: от 18 до
24 часов в неделю. Программа включает курс изучения
французской культуры и истории, а также проведение развлекательных
и экскурсионных мероприятий.
Подготовка к поступлению в университет: 25 уроков в
неделю. Программа включает интенсивную языковую и академическую
подготовку, а также содействие при поступлении. Продолжительность:
41 неделя.
Проживание организуется в школьных резиденциях или
в семье.
Для получения дополнительной информации об образовании
во Франции обращайтесь:
info@i-mba.ru
или по телефонам: +7 (095) 740-5972, 747-7911, 747-2173
|